КОМПОСТИРОВАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ ДЛЯ ТОКАРНЫХ РАБОТ

В своих предыдущих статьях и галереях  я представил много точеных изделий  из подгнившей древесины. При гниении изначально невзрачная древесина большинства наших северных пород  подчас приобретает довольно яркую  текстуру, столь необходимую для токарных работ, где на станке получаются сами по себе довольно незатейливые, если не сказать сильнее, формы – фигуры вращения или в шутку  — фигуры

Фото 1. Вазы из подгнившего клена американского

Фото 1. Вазы из подгнившего клена американского

верчения. Броская текстура  в сочетании с  причудливыми пороками древесины может превратить, по крайней мере, некоторые из изделий, в произведения  от которых трудно оторвать глаз (фото 1-5).

Фото 2. Чаша из подгнившего боярышника

Фото 2. Чаша из подгнившего боярышника

Заслуга, конечно, не моя, а божественной Природы. С подгнившей древесиной я работаю давно – с начала 90-х годов прошлого столетия. На первых порах я удовлетворялся находками красивой древесины в природе,

Фото 3. Чаша из подгнившего дуба

Фото 3. Чаша из подгнившего дуба

Фото 4, Чаша из подгнившего комля березы

Фото 4, Чаша из подгнившего комля березы

постепенно превратившись в фанатичного охотника за ней, а затем  стал оставлять  спиленные стволы для гниения в лесу или на собственном дачном участке.

Фото 5. Чаша из подгнившего комля березы

Фото 5. Чаша из подгнившего комля березы

В прошлом году создал специальную площадку для целенаправленного сгнаивания древесины. Я разместил её в лесной части своего дачного участка, расположенного в Мещёре.  Из запасов металла, сделанных еще в советское время, когда  почти любой металл можно было найти где угодно, хоть на помойке, я сварил прямоугольную коробку 170х110х70 см.  В качестве угловых стоек использовал  швеллер сечением 70х30 мм с приваренными квадратными подошвами в качестве опор. С помощью электросварки связал стойки вверху и внизу уголком 25х25 мм и обтянул получившийся короб старой сеткой-рабицей с ячейками 20х20 мм (фото 6).

Фото 6. Укладка подложки из бревен в компостер.

Фото 6. Укладка подложки из бревен в компостер.

Для того чтобы мои чурбаки гнили равномерно со всех сторон, не касаясь земли,  где гниение может идти более быстро  с отпадением коры и разрушением древесины, подложил сосновые брёвнышки.Уложил 17 чурбаков с невзрачной древесиной  в два этажа с пересыпкой и покровом из палой листвы(фото 7). Тщательно пролил закладку водой и в дальнейшем поддерживал её во влажном состоянии.

После размышлений и обсуждений

Фото 7. Компостер загружен.

Фото 7. Компостер загружен.

терминологии в  области сгнаивания древесины,  в том числе приемлемой с эстетической  точки зрения, пришел к выводу о целесообразности использования следующих  более или менее равноправных терминов:  для древесины —  подгнившая, прелая, квашенная, компостированная и порочная,   для процесса сгнаивания – компостирование и закваска (квашение),  для сооружения – компостер (такой термин недавно  образовался в садоводстве).

Для гниения  древесины требуются воздух, вода и положительные температуры, т.е. оно идет в основном в летнее время. Оптимальные условия таковы: температура – 20-400С, влажность воздуха внутри короба – 75-100%, исходная влажность древесины – не ниже 20%. Свежеспиленная древесина обычно обладает влажностью около 40%. Сухие чурбаки перед закладкой на гниение вымачиваю  в бочках с водой в течение двух дней.

Судя по литературе, сгнаиванием древесины для точения занимаются в США, хотя там и не строят для этого  специальных сооружений, а просто подчас  достают её из своих дровяных  штабелей (дровяников) или выдерживают стволы на  земле с присыпкой листвой или без неё (соответствующие ссылки можно получить в Интернете, набрав, например,  spalted wood). Есть рекомендации, наоборот, держать стволы в вертикальном положении. В штатах с субтропическим климатом делать вообще ничего не надо, так как, например, древесина упавшего клена приобретает  там мраморный рисунок уже через два месяца, хотя в других штатах с умеренным климатом этот процесс может растянуться года на три. Мой опыт говорит, что в условиях средней полосы России естественный процесс гниения древесины  занимает три года и более, что и побудило меня создать оптимальные температурно-влажностные условия в компостере для ускорения этого процесса.

Некоторые токари за рубежом добавляют в складированные  чурбаки конский навоз, опрыскивают их пивом, раствором сахара,  питательными растворами для растений с содержанием комплексных удобрений и проч. Мне кажется, все это от лукавого, поскольку никаких научных исследований за этим не стоит. Я, правда, и сам лет пять назад,  замачивая древесину в течение лета, сподобился добавить в воду биопрепарат “Возрождение Компост”, содержащий сложный комплекс почвенных микроорганизмов – ведь кашу маслом не испортишь.  В результате в баке с древесиной появились  невиданные мною ранее живые монстры, от которых  с испуга не сразу сообразил как избавиться. Замоченная древесина, кроме неприятного запаха, не приобрела никаких новых эстетических свойств,  поскольку в воде наблюдается дефицит кислорода, необходимого для гниения. Проблема тогда была мною ещё не осмыслена и я бездумно доверился легковесным советам.  В воздухе, почве, на стволах и листьях постоянно находятся миллиарды микроскопических спор гнилостных грибов и им надо просто создать условия для активной жизнедеятельности.

Грибы, поражающие древесину делятся на деревоокрашивающие и дереворазрушающие. Понятно, что нам надо захватить тот момент, когда проявилось действие первых, но еще не сильно порезвились последние и не нанесли заметного ущербы целостности древесных клеток.  В биопрепаратах типа вышеуказанного “ Возрождения” ( или Байкала М-1) должны, конечно, содержаться  дереворазрушающие микроорганизмы, а не окрашивающие. Именно в процессе жизнедеятельности последних выделяются пигменты в виде цветных пятен и полос.  Наиболее ярко это проявляется, конечно,  на древесине тропических  и  субтропических регионов.   В западном мире подгнившая древесина собирается, обрабатывается  и поступает на рынок в виде геометрически правильных  герметизированных  воском заготовок для точения во влажном состоянии (смотри, например,  spalted wood turning blanks |eBay). У нас этого, естественно, нет — отсюда моя деятельность.

Хотя изучение микрофлоры продолжается, в целом известно, какие грибки отвечают за какие пигменты, например, Xylaria polymorphia – черные зональные линии, Сhloraciboria aerugenascens – зеленая пятнистость и т.д. Понятно, что изучается это исключительно для борьбы с вредоносной деятельностью грибковой микрофлоры  — задача противонаправленная  усилиям фанатов красивой древесины.

Прошел год с момента создания компостера и интересно было проанализировать первые результаты. Некоторые  пророчествовали превращение чурбаков через год в труху  и сам я, конечно, надеялся, что в любовно созданных  условиях гниение пойдет значительно быстрее, чем в природе. На самом деле все оказалось не так: какой бы чурбак я не взял из компостера, он не обнаруживал каких либо признаков гниения, в том числе на свежих торцевых срезах. Выточенные  на пробу четыре изделия показали лишь  минимальные признаки развития текстуры в результате деятельности микрофлоры (фото 8-11) .

Фото 8. Чаша из недопрелой рябины.

Фото 8. Чаша из недопрелой рябины.

Причина, как мне представляется, заключается в недостатке воздуха внутри компоста и превалирования процессов анаэробного гниения над аэробным. Об этом свидетельствовал характерный  запах древесины. Деревоокрашивающие  грибки,

Фото 9 Чаша из недопрелого березового сувеля.

Фото 9 Чаша из недопрелого березового сувеля.

Фото 10.Чаша из недопрелой ольхи.

Фото 10.Чаша из недопрелой ольхи.

обусловливающие появление богатой красочной текстуры на древесине,

Чаша 11.Чаша из недопрелого елового сувеля.

Чаша 11.Чаша из недопрелого елового сувеля.

предпочитают развиваться в аэробных

условиях, т.е., по-видимому,  нельзя чурбаки полностью заваливать листвой, которая летом быстро превращается в гумус, препятствующий доступу воздуха.

Фото 12.Чурбаки березы, пораженные трутовиками в компостере.

Фото 12.Чурбаки березы, пораженные трутовиками в компостере.

Поверх компоста лежали два березовых чурбака, которые к концу лета 2013 г. почти полностью покрылись трутовиками (фото 12), в то время как степень поражения этим видом грибов двух других таких же чурбаков, лежащих в трех метрах прямо на земле, было

Фото 13. Чурбаки березы, пораженные трутовиками на земле.

Фото 13. Чурбаки березы, пораженные трутовиками на земле.

Фото 14. Срезанные трёхлетние пеньки березы.

Фото 14. Срезанные трёхлетние пеньки березы.

значительно меньше (фото 13). Думаю, что это свидетельствует о влиянии сырого гумуса в компостере по сравнению с сухой почвой, т.е. компостер все же работает, по крайней мере, как постоянный источник необходимой влажности и спор.

Трутовики относятся к дереворазрушающим грибам, поэтому я их с чурбаков удалил. Большинство чурбаков в компостере освободил от почти сгнившей листвы для доступа кислорода и дальнейшего аэробного гниения, результаты которого станут видны  следующим летом. Тем временем спилил  и заготовил ряд березовых пеньков, торчавших вдоль дороги  как знаки борьбы с последствиями ледяного дождя в 2010 г. Как видно на фото 14, три года,- по-видимому, оптимальный срок гниения древесины в естественных условиях для развития красочной текстуры на корню. Подобных заготовок оставлено мною в лесах довольно много,  так что будет, чем себя потешить следующим летом.

Точение прелой древесины сопряжено с опасностью разлета заготовок на куски, для предотвращения которого целесообразно оборачивать их пленкой, малярной или пищевой, не оставляющей трудноудаляемых следов клея. Для укрепления ослабленной гнилью древесины я широко использую цианакриловый клей. После сушки выточенного изделия оно тщательно пропитывается маслом и покрывается твердым лаком, что полностью останавливает процессы гниения древесины и изделие может служить неограниченно долго, целиком сохраняя механическую прочность.

Предварительный вывод таков:  выгода от компостирования  древесины пока не очевидна и необходимо оптимизировать процессы гниения, для чего требуются дальнейшие эксперименты и наблюдения. Возможно, стоит накрыть чурбаки нетканым материалом  для огорода. А тем временем щедрая природа постоянно создает  нужный древесный материал, оставляя нам выбор – создавать или собирать.

Если Вам понравились мои  изделия, то Вы можете приобрести их в моей мастерской в Москве или по почте. Все токарные изделия прошедшего летнего сезона  показаны в  разделе «ГАЛЕРЕИ 4-6» меню блога. Связывайтесь со мной по телефону  8 (929) 979-13-99 или почте vladimirapopov@yandex.ru

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
This entry was posted in ПОИСК ДРЕВЕСИНЫ and tagged , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.

One Response to КОМПОСТИРОВАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ ДЛЯ ТОКАРНЫХ РАБОТ

  1. admin says:

    Спасибо за интерес.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>