НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАГОТОВКИ ДРЕВЕСИНЫ

Фото 1.Березовый сувель

Фото 1.Березовый сувель

Заготовка древесины — весьма трудоемкий  и утомительный процесс:  в лесу, например, на поэтапный поиск, спиливание, разделку и вывоз  нароста уходит  у меня не менее трех дней. Иногда к найденному  в  труднопроходимых дебрях трофею приходилось  прорубать подобие просеки для велосипеда с целью погрузки и вывоза,  преодолевать большие расстояния по заросшим  и заболоченным дорогам и тропкам. На эти работы я без труда получал разрешение лесников, благо их база располагается в соседней деревне.  Сил когда-то было в избытке и я сначала обходился самодельной лучковой пилой с полотном  Sandvik и топором, а затем обзавелся бензопилой. У меня отработали уже  две таких пилы бытового класса. Для валки и разделки стволов,наростов и пиления пеньков  с очень твердой  комлевой древесиной нужно приобретать, конечно, более или менее профессиональную пилу с увеличенным ресурсом  и мощностью более 2 кВт, а также  цепь с высокопрофильным зубом и увеличенным шагом. Необходимо постоянно точить зубья. Для вывоза древесины из леса использую велосипед советского производства со сварным багажником.Надежно сделанный,он тем не менее не выдерживает моих нагрузок и сейчас я добиваю уже третий велосипед, но есть в запасе и четвертый.

Я говорил уже о своей склонности к точению сырой древесины. Проточенные или полупроточенные изделия затем досушиваю разными способами: на открытом воздухе, в стружках или закрытых бумажных крафт-пакетах. При этом они в той или иной мере коробятся, особенно в первом случае. Я не очень обращаю на это внимание, за исключением тарелок, которые все же должны сохранять правильную форму. После сушки завершаю точение незаконченных изделий. То, что в деловой древесине считается пороком, в токарном искусстве превращается в преимущество, иначе при точении беспорочной как дева древесины вполне может получиться лишь простенькая фигура вращения, а не художественное изделие. Порочная и подгнившая древесина почитается токарями во всем мире, но  должна  особенно цениться у нас в России, где так мало красивой древесины. Я стараюсь сохранить трухлявую сердцевину, червоточину, кору подчас с лишайником, в том числе зашедшую внутрь древесины (про̒рость), терпимо отношусь к трещинам и изрытой поверхности. Часто при точении кора слетает и я возвращаю ее на место с помощью быстросохнущего цианакрилового  клея. По возможности преумножаю число сучков на заготовке при раскрое ствола, включая гнилые. Совокупность перечисленных пороков я называю фактурностью древесного материала, определяющей красоту токарного изделия и включающей, естественно, главный фактор – выразительность самой текстуры. Именно сочетание скупых изящных форм с броской фактурностью древесины и называется токарным искусством, которое развилось в мире лишь в последние 20-30 лет. Предшествовала этому революция в инструментарии и технике точения, о чём я уже упоминал.Помимо поиска подгнившей древесины в природе,я  начал целенаправленно сгнаивать ее сначала в обычных природных условиях, а год назад построил специальный гноильник. Придет время и я опишу его устройство и полученные результаты .

Фото 2.Чаша из здорового сувеля березы

Фото 2.Чаша из здорового сувеля березы

При поперечном точении диаметр изделия определяется толщиной ствола, которая в наших северных условиях обычно небольшая, особенно фруктовых деревьев. Если, как рекомендуется в ряде руководств, вырезать проблемные участки, то от чурбака может вообще ничего не остаться. При необходимости получить крупное токарное изделие правильной формы скорее всего придется прибегнуть к более однородной, скучноватой по рисунку стволовой древесине. Желательно при этом использовать сухую древесину многолетней выдержки, либо точить в два приема с перерывом на сушку полупроточенного (незавершенного) изделия. На фото 2 показана классическая чаша, выточенная мною на заказ из прикорневого березового сувеля давней заготовки, примечательного лишь переливами света, т.е.

Фото 3. Чаши из подгнивших березовых сувелей

Фото 3. Чаши из подгнивших березовых сувелей

муаровостью. Чаще всего такую древесину я оставляю в природе, поскольку меня интересуют лишь подгнившие наросты с богатой текстурой (фото 3), а теперь я закладываю её в гноильник.

Упоминая наросты, которые раньше называли желваками, выплавками, наплывами, а также болона̒ми, следует сказать, что в настоящее время употребляют термины “кап” и “cувель (свиль)”. Первые обычно небольшого размера имеют блестящие переплетенные волокна с темными точками неразвившихся почек, вторые крупного размера (до 100 кг и больше) – также переплетенные волокна, но без почек. Некоторые авторитетные заготовители наростов указывают, однако, на искусственность этого деления,

Фото 4.Вазочка из нароста крушины ломкой

Фото 4.Вазочка из нароста крушины ломкой

поскольку один и тот же нарост может обладать разными участками с теми и другими признаками. В англоязычной литературе я в большинстве случаев также не вижу противопоставления слов “burr” (кап) и “burl” (сувель), за исключением, пожалуй, Австралии. Наросты встречаются довольно редко и по красоте подчас превосходят знаменитую карельскую березу. Я собственно только приступаю к использованию своих запасов наростов для точения: березовых, осиновых, ольховых, дубовых, сосновых и др. На фото 4 представлена вазочка из очень редкого нароста  крушины ломкой. Этот полукустарник распространен у нас повсеместно, особенно вблизи водоемов, но его мало кто замечает. На фото 5

Фото 5. Чаша из развилки сувелистого дуба

Фото 5. Чаша из развилки сувелистого дуба

показана чаша из развилки дуба черешчатого, поваленного последним сокрушительным пожаром 2010 г.. Он оказался слегка подгнившим и сувелистым снизу доверху – также чрезвычайно редкая и ценная находка. В лесу валяются дубы толщиной до полутора метров, но пока я ими не соблазняюсь, так как  их древесина не кажется мне привлекательной.

Наиболее распространенным лесным деревом у нас является береза, правда, по эмоциональному выражению знакомого лесника – сорняк! Два ее вида – береза повислая (плакучая, бородавчатая) и береза пушистая – образуют много трудноразличимых переходных форм. Обиходное название “белая” может относиться к обоим видам. По опыту ни ствол, ни

Фото 6. Ваза из подгнившего комля березы

Фото 6. Ваза из подгнившего комля березы

развилка не дают эстетически привлекательной древесины, только корень и комель. В поисках свилеватой, волнистой и подгнившей древесины спиливаю пеньки вдоль дорог, удачные изделия из которых представлены на фото 6 и 7. Пеньки с невыразительной текстурой (подавляющее большинство) оставляю дальше гнить на месте и время от времени проверяю. Встречаются комли близкие к карельской березе, а также с пятнистой древесиной (фото 8).К сожалению, после отделки вазы яркость текстуры упала. Со временем напишу специальную статью, посвященную влиянию на древесину света и кислорода воздуха.

Фото 7. Ваза из подгнившего комля березы

Фото 7. Ваза из подгнившего комля березы

Фото 8. Ваза из комля пятнистой березы

Фото 8. Ваза из комля пятнистой березы

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
This entry was posted in ПОИСК ДРЕВЕСИНЫ and tagged , , , , . Bookmark the permalink.

3 Responses to НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАГОТОВКИ ДРЕВЕСИНЫ

  1. Колотов Александр says:

    Удивляюсь вашей работоспособности!

  2. дмитрий says:

    Здравствуйте.Интересно было бы узнать про ваш «гноильник».
    И как вы добиваетесь того что изделия с «дефектами» сохраняют свою целостность во время обработки?

    • admin says:

      Проклеиваю слабые места цианакриловым клеем, а затем пропитываю водным лаком. Со временем опишу поподробнее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>