ОЛЬХА

Уважаемые посетители блога!

   Прошу прощения за длительный перерыв в сообщениях, вызванный рядом обстоятельств и прежде всего тем, что, что горячей летней порой трудно совместить напряженный ручной труд по  поиску и заготовке древесины, точению изделий и отделки их поверхности с  написанием статей. Кроме того, летом меня преследовали поломки  основного оборудования: велосипеда, ноутбука, двух фотоаппаратов и проч. Сейчас все позади и я продолжаю ведение блога.

   Ольха явилась для меня весьма интересным объектом изучения прошедшим летом (2013 г.), хотя понемногу я собирал  и точил ее древесину и ранее. В средней полосе России превалируют крупные деревья черной ольхи (Alnus glutinosa), но  изредка встречается  и  более низкорослая серая (Alnus incana). Черной ольха называется из-за темной, почти черной,  трещиноватой коры, в то время как у серой  она довольно гладкая зеленовато-серого  или просто серого цвета. Листья первой  с выемкой на конце, а у второй  заострены. Далее речь будет идти только о первой.

   Древесина ольхи мягкая, но точится довольно хорошо, хотя и не без  небольших задиров. В самом начале моих приключений с древесиной заметил, что здоровая древесина ольхи светло-коричневого или розоватого  цвета  не обладает выраженной текстурой и настроился на поиск подгнившей. На фото  1 и 2 представлены  изделия, выточенные из

Фото 1.Чаша из подгнившей ольхи

Фото 1.Чаша из подгнившей ольхи

Фото 2.Чаша из сильно подгнившей ольхи.

Фото 2.Чаша из сильно подгнившей ольхи.

 подгнившей стволовой древесины в предыдущие годы. При изготовлении второго изделия точил практически вату —  настолько гнилая была её сырая древесина.  Потребовалось много шлифовки.

   Как-то наткнулся на свежеспиленные комли ольхи, привлекшие мое внимание яркой оранжево-красной окраской древесины  –  это лесники напилили и набросали  стволы на тонущую в болоте лесную дорогу, чтобы проехать на машине. Подобрал и проточил, получив  не совсем обычные изделия розового цвета (фото 3 и 4). Судя по литературе,

Фото 3. Чаша из свежего комля ольхи.

Фото 3. Чаша из свежего комля ольхи.

Фото 4.Чаша из свежего комля ольхи.

Фото 4.Чаша из свежего комля ольхи.

яркая окраска свежеспиленной древесины ольхи должна  со временем поблекнуть, что я и наблюдаю на показанных здесь изделиях. Кстати,  их фотографии были сделаны уже в Москве  через три месяца после проточки.

    Известно, что мореным может быть не  только дуб, но и ольха, хотя содержание танинов в ней ниже. Разделал дерево, росшее в мещерском болоте и сокрушенное пожаром и потому слегка обгоревшее, проточил плотный и сырой комель (фото 5). По описаниям

Фото 5. Чаша из горелого комля ольхи

Фото 5. Чаша из горелого комля ольхи

Фото 6. Чаша из ольхи после 1 года в гноильнике.

Фото 6. Чаша из ольхи после 1 года в гноильнике.

 мореная ольха  должна быть серебристо-серого  цвета в отличие от моей, оказавшейся   темно-красного.  Значит, моя ольха недомореная и поиски следует продолжить. Часть комля заложил в гноильник  и проточил её через год (фото 6). Вновь не получилось ничего необычного  – тот же красноватый цвет древесины  без следов загнивания: то ли  один год – маловатый срок выдержки в гноильнике, то ли недостаток в нем кислорода, то ли ещё что. Присмотрел  еще один ольховый ствол, утонувший  в торфяном карьер, но  не захотелось  лезть в воду с бензопилой и  решил подождать  более сухого лета. Вознаградил себя тем, что нашел неподалеку и проточил наполовину сгоревший ствол ольхи (фото 7). Сохранить угли на

Фото 7. Чаша из горелой ольхи.

Фото 7. Чаша из горелой ольхи.

ободе чаши  при точении удалось не без труда, предварительно тщательно их проклеив акрило-полиуретановым лаком. Меня это, правда, от угольной пыли не спасло. Контраст черного обода чаши и светлой древесины ее стенок с тонким рисунком, на мой взгляд, способен притягивать взгляд.

   Для полноты изучения ольхи в качестве объекта токарного искусства оставалось добыть  древесину ольховых наростов, для чего отправился в мощный ольшаник неподалеку от моей дачи в Мещере.

   При описании ольшаников часто используют шаблонные определения:  ˮмрачныеˮили  ˮсумрачныеˮ. На самом деле они  отнюдь не мрачные, а, я бы сказал, торжественные. Ольшаник напоминает храм, в котором лишь недостает органной  музыки Баха. Величественные, мощные, высокоствольные  деревья образуют высокий сомкнутый лиственный полог,  притеняющий очень редкий подлесок (фото 8), в котором  я встречал

Фото 8. В ольшанике.

Фото 8. В ольшанике.

лишь  хилую бузину и черемуху. Обогащенная ольхой почва  зарастает густой крапивой, достигающей   местами уровня груди и даже лица, а также недотрогой. Нижнюю часть многих деревьев красиво обвивают  лианы хмеля.  Ходил по ольшанику  довольно медленно, чтобы не споткнуться  о невидимый в крапиве валежник и не упасть  на торчащий  сук. Такое со мной уже раньше случалось, после чего еле поднимался. В первой половине лета приходилось непрерывно смазываться репеллентом против зверствующих комаров и слепней. Хотя ольшаник, как ему и полагается, расположен в низине, опасности провалиться в болотную трясину не было и почва была сухой. Очень богатой оказалась флора на границах ольшаника: нашел рябину, дикую яблоню и черемуху  со стволами  весьма редкой  толщины – более 300 мм.

   В первом же походе обнаружил  крупный  прикорневой нарост (сувель)  на валежной ольхе (фото 9), уже сильно сгнивший и пустотелый  внутри,  а также еще один очень

Фото 9. Нарост на валежной ольхе.

Фото 9. Нарост на валежной ольхе.

большой  нарост на другом стоящем дереве, фотографии которого почему-то не сделал. Получил разрешение лесника на спиливание наростов. В течение недели таскал их через крапиву к дороге  и возил  к себе на дачу на велосипеде.

    Подгнившая древесина  ольхового сувеля  еще до обработки  уже имела не яркий розовый или красноватый, а спокойный коричневатый цвет. Естественно, что  и дальнейшие трансформации цвета в готовых изделиях были малозаметны (фото 10). Древесина здорового ольхового нароста вела себя несколько

Фото 10. Чаша из подгнившего ольхового сувеля.

Фото 10. Чаша из подгнившего ольхового сувеля.

Фото 11. Чаша из ольхового сувеля с непокрытой поверхностью.

Фото 11. Чаша из ольхового сувеля с неотделанной  поверхностью.

по-другому, обнаруживая замечательные цветовые трансформации. Сразу после проточки чаши выглядели довольно  скромно и древесина имела белый цвет (фото 11 ). Затем

Фото 12. Чаша из Фото 12. Чаша из ольхового сувеля с отделанной поверхностьюповерхностью.

Фото 12. Чаша из ольхового сувеля с отделанной поверхностью.

поверхность  проточенной чаши начинала  медленно розоветь, а при смачивании водой –  быстро краснеть.  После высыхания влаги цвет опять ослабевал. При покрытии поверхности водным акрило-полиуретановым  лаком изделие приобретало броскую  малиновую окраску  (фото 12) и от него  невозможно было оторвать глаз — неужели наша среднерусская деревяшка может быть столь яркой и привлекательной?! Сразу же приходит в голову сравнение с тасманийским миртом (Tasmanian myrtle), также имеющим розовую окраску. Его точат не только в Австралии, но и по всему миру. Мне показалось, что особенно яркий  малиновый цвет развивается при обработке поверхности изделия маслом (в большинстве случаев горячей олифой) с последующим покрытием вышеуказанным лаком  в качестве ее надежной защиты от механических и химическийх внешних воздействий, кроме, конечно, света и кислорода воздуха. Сама текстура ольхового нароста не имеет каких-либо цветовых контрастов, но, помимо необычности цвета, привлекает муаровостью (переливчатостью) и наличием  выраженных лучей, подчас весьма многочисленных, и усиливающих переливчатость. Приведу еще несколько изделий из ольхового сувеля (фото 13).

Фото 13. Чаши из ольхового сувеля.

Фото 13. Чаши из ольхового сувеля.

Фото 14. Чаша из ольхового сувеля.

Фото 14. Чаша из ольхового сувеля.

Сейчас по прошествии трех месяцев  после проточки здорового ольхового сувеля  малиновый цвет изделий слегка ослабел. Тем не менее, он остается  достаточно ярким (фото 14). Посмотрим, что будет происходить в дальнейшем. Как ни странно, я не нашел в Интернете материалов о химизме происходящих в древесине ольхи процессов трансформации цвета.

   На куске древесины ольхового сувеля   испытал действие медного купороса (3%) в надежде получить серебристый цвет мореной ольхи. Ничего путного не получилось, кроме не очень выраженного  желтоватого оттенка. Затем пропитал выточенную из нароста ольхи чашу крепким раствором железного купороса, в результате чего получилась  темно-коричневая поверхность с едва заметным зеленоватым отливом (с пропиткой олифой) (фото 15 ). Подумалось, что если проморить изделие из нароста слабым раствором смеси

Фото 15. Чаша из мореного ольхового сувеля.

Фото 15. Чаша из мореного ольхового сувеля.

Фото 16.Чаша из мореного ольхового сувеля и дуба.

Фото 16.Чаша из мореного ольхового сувеля и дуба.

железного и медного купороса, то  можно получить более светлый цвет поверхности, что тут же и проверил на небольшом изделии из ольхового сувеля с  подклейкой дуба  (фото 16). Если ольха развила серовато-зеленоватый цвет, то дуб ушел в синеватый. Не теряю надежды найти что-нибудь  морёненькое и в природе.

   Таким образом, можно заключить, что ольховые наросты являются прекрасным материалом для точения обемных форм, а, следовательно, они остаются  весьма желанным объектом моей охоты за красивой древесиной. Километрах в семи-восьми от моей дачи есть еще один мощный ольшаник.

   Если Вам понравились мои  изделия, то Вы можете приобрести их в моей мастерской в Москве  или по почте. Все токарные изделия прошедшего летнего сезона будут выкладываться по мере их окончательной отделки в разделе «ГАЛЕРЕИ» меню блога. Связывайтесь со мной по телефону  8 (929) 979-13-99 или почте vladimirapopov@yandex.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
This entry was posted in ПОИСК ДРЕВЕСИНЫ and tagged , , , , , , , , . Bookmark the permalink.

4 Responses to ОЛЬХА

  1. Огромное вам спасибо! а еще посты на эту тему будут в будущем?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>