РАБОТА С ЯБЛОНЕЙ

    Разъезжая по дачному поселку на велосипеде я высматриваю засохшие деревья и предлагаю хозяевам свои услуги по спиливанию. Иногда меня просят возместить ущерб и в обмен я привожу из леса березовые кряжи для костров и отопления. Изредка отказывают, ссылаясь на уже принятое решение использовать древесину для своих целей. Скрепя сердце, пилю, конечно, отжившие деревья и на собственном участке. При этом  пользуюсь малошумной   и легкой электрической цепной пилой, тем более что пилить фруктовые деревья почти всегда приходиться на высоте, начиная с вершины, чтобы не повредить близлежащие посадки.  Бензопилы для этого  не пригодны и чрезвычайно  опасны, хотя операция по спилке дерева  в любом случае никак не может считаться безопасной.

Фото 1. Чаша из комля яблони

Фото 1. Чаша из комля яблони

    Почти все наши фруктовые деревья обладают твердой древесиной, что делает точение существенно более приятным. Наиболее распространенной плодовой культурой на садовых участках является яблоня. На наших низких болотистых почвах  Мещёры яблони, как и некоторые  другие культуры, оказались недолговечными – всего лишь 20-30 лет, в течение которых они сумели нарастить стволы максимального диаметра  200-250 мм. Другой причиной их короткой жизни может быть наше стремление к современным сортам на низкорослых подвоях (у меня в саду, например).

Фото 2. Чаша из подгнившей развилки яблони

Фото 2. Чаша из развилки яблони

Более красивая древесина формируется у старых кряжистых деревьев со стволами искривленной формы, а также у диких яблонь. По поводу последнего, правда, обнаруживается разброс мнений. В лесу мне попадались лишь полукустарниковые формы  с тонкими стволами. Может быть, правда, плохо искал. Древесина яблони твердая тонковолокнистая   обычно довольно скромного желтоватого или розоватого цвета. Я ценю её прежде всего за  благородство.

 На фото 1 представлена чаша из свежеспиленной закомелистой яблони.  Закомелистостью называют резкое расширение нижней части ствола порой  ребристой формы. На срезе  дерева обнаружилась  свилеватость волокон и более темное звездообразное ядро. Изделия из  яблони перед лакированием я часто  пропитываю кипящим маслом  для более полного выявления текстуры и усиления цвета.  После грубой сушки на воздухе  вышеуказанная чаша сильно деформировалась и кое-где треснула, что придало ей фактурности и притягательности. Ваза была продана на первой же выставке.

Фото 3. Чаша из яблони

Фото 3. Чаша из яблони

На фото 2 показана еще одна чаша из развилки свежеспиленной яблони. Её  древесина поражена гнилостными грибками с развитием узорчатой пятнистости. Для борьбы с растрескиванием яблоневой заготовки, которое начинается  прямо на станке, заливаю трещины  и слабые места цианакриловым клеем, в результате чего часто удается  сохранить изделие, но иногда оно все же разлетается на куски. Яблоню, как одну из наиболее “трескучих” пород, вообще говоря, следует точить в подсушенном, а еще лучше сухом состоянии. Выдерживаю кряжи в сыром подполье, иначе ствол непременно треснет. Не могу удержаться от того, чтобы не  представить еще пару чаш из культурной яблони (фото 3 и 4) в одном случае с очень яркой, в другом — с прелестной  узорчатой текстурой.

Фото 4. Чаша из подгнившей яблони

Фото 4. Чаша из подгнившей яблони

Меня всегда интересовал вопрос о сравнительной красоте текстуры яблони культурной и дикой. Прошлым летом (2012 г.) вспомнил, что  уже два года на сушке у меня лежит ствол дикой яблони, спиленный на участке товарища. Его поперечные срезы выглядели тогда многообещающе. Затем  в прошлом году мне удалось спилить еще один надломленный ветром  довольно толстый ствол дикой яблони  с яркой коричневой текстурой, которая, однако, сильно потускнела  через месяц хранения в сыром и темном подполе, по-видимому, из-за влияния кислорода воздуха.

фото 5. Ваза из дикой яблони.

фото 5. Ваза из дикой яблони.

Откуда могут взяться дикие яблони в саду? Ответ прост: в случае неудачной прививки (отмирание привоя) садовый саженец оказывается дичком, что обнаруживается лишь через несколько лет и садоводы, сроднившись с ним, иногда оставляют его расти “для зелени”. Встречаются и садоводы, которые специально сажают дички с серьезной верой в то, что после тройной пересадки они  приобретут культурную форму, ссылаясь при этом на какие-то публикации. Так что в нашей полосе дикие яблони следует искать не по лесам, а в садах.

фото 6. Чаша из дикой яблони

фото 6. Чаша из дикой яблони

 В целом токарные  изделия из диких яблонь  получились чуть более яркими (фото 5, 6 и 7), чем из древесины культурных деревьев, хотя это не бесспорно. В ряде случаев без пропитки маслом текстура оказалась бледноватой, а с пропиткой  — яркой, но более однородной. Двухлетняя сушка ствола оказалась явно недостаточной: на готовом изделии появились трещины и деформация при сушке.  Необходимо дальнейшее сравнительное изучение двух видов яблони. Возможно, дело здесь не столько в окультуренности, сколько в  зрелости древесины, т.е. возрасте деревьев и толщине их стволов. Когда-то приходилось видеть полувековые  деревья  чуть ли  не полуметровой толщины. Сейчас это редкость. 

 

Фото 7. Чаша из подгнившей дикой яблони

Фото 7. Чаша из подгнившей дикой яблони

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
This entry was posted in ПОИСК ДРЕВЕСИНЫ and tagged , , , , , , , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>