ЧАШИ ИЗ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ЗАГОТОВОК

   Увидел на Youtube, как Tom Stratton выточил две  “прямоугольные чаши” из  бросового плоского куска ясеня, а также   дуба (http://www.youtube.com/watch?v=JV-kWHoc5GU и решил повторить его опыт.  Не уверен в правильности их названия автором и, наверное, вернее было бы их назвать “чаши из прямоугольных заготовок”.  Некруглые формы я точил до сих пор  очень  редко, одной из причин чего была боязнь вибрации несбалансированных заготовок, которую не мог поглотить мой игрушечный настольный станочек Jet JML-1014VS, весом всего лишь 30 кг. Мой новый станок Jet JWL 1221VS весит уже 50 кг и это шаг к тому, чтобы со временем дойти до станка весом хотя бы 300 кг, при том что некоторые зарубежные токари хвастаются станками весом 1-1,5 тонн! Чем выше вес станка, тем стабильнее и точнее точение. Второй причиной выбора вышеуказанной формы чаши явилось то, что под ногами давно уже валялся и мешал сухой чурбак ивы, который срочно надо было утилизировать.

   Разрезал чурбак надвое на своей самодельной ленточной пиле и придал каждой заготовке прямоугольную форму (200 х 135 х 45 мм), слегка подправив ее замечательным легким электрорубанком Bosch PHO 100, который  служит мне с конца 80-х годов прошлого века. Я уже упоминал где-то, что прошлой осенью недорого купил в компании  Jet  китайский чемоданчик с набором разнообразных аксессуаров для токарного станка, включая патрон и винт к нему для крепления  заготовок со специальной резьбой. У меня и раньше была самодельная планшайба из фанеры с шурупом, но я почти не пользовался ею, предпочитая зажимать на начальной стадии заготовку в центрах. Теперь соблазнился новым приспособлением, просверлил в центре заготовки глухое отверстие диаметром 8 и глубиной 24 мм (фото 1) и навинтил заготовку на винт, зажатый в кулачковом патроне (фото 2, 3 и 4).  Кстати, профиль резьбы особый – пилообразный, — что может быть важно

Фото 1. Сверление отверстия на заготовке под крепежный винт

Фото 1. Сверление отверстия на заготовке под крепежный винт

Фото 2 . Патрон с зажатым винтом.

Фото 2 . Патрон с зажатым винтом.

для крепления, например, сильно подгнивших

Фото 3. Навинчивание заготовки на крепежный винт.

Фото 3. Навинчивание заготовки на крепежный винт.

Фото 4. Зафиксированная заготовка

Фото 4. Зафиксированная заготовка

заготовок. Вылет винта можно регулировать, что является дополнительным удобством. Вообще преимуществом крепления заготовок на планшайбе с винтом считается свободный доступ к задней части заготовки, поскольку задний центр не мешает, например, проточить торцевую канавку для крепления кулачками патрона враспор. Достоинство условное, конечно, поскольку это можно сделать и при подпоре заготовки задним вращающимся центром с конусом, который особо не мешает орудовать на донце стамесками. Но все же при креплении на винте  сформированное донце  в дальнейшем уже не потребует никакой доработки, поскольку не будет даже следа от конуса заднего центра. Зажим враспор не оставляет и следов от кулачков,  хотя крепление сжатием выступающего донца считается более надежным для крупных заготовок.

   Далее на задней поверхности заготовки с помощью глубокожелобчатой стамески я проточил углубление (5 мм) диаметром около 75 мм (фото 5) и выровнял его свежезаточенным скребком с прямым лезвием. С помощью самодельной фасонной стамески выполнил подрезку стенок углубления (ласточкин хвост) под кулачки типа С обратноконусовидной формы (фото 6), что весьма желательно для более надежного

Фото 5. Вытачивание углубления в донце для последующего крепления заготовки в патро.не

Фото 5. Вытачивание углубления в донце для последующего крепления заготовки в патро.не

Фото 6. Подрезание стенок углубления самодельной фасонной стамеской.

Фото 6. Подрезание стенок углубления самодельной фасонной стамеской.

зажима заготовки.  Указанная стамеска удобна тем, что ею можно делать подрезку и при наличии заднего центра. Операцию подрезки в принципе можно сделать и косячковой стамеской, но только если полностью открыт доступ к донцу, т.е. не мешает задняя бабка – вот оно преимущество крепления заготовки на планшайбе с винтом.

   На глаз наметил ширину опорного обода донца (около 10 мм) и обозначил ее с помощью еще одного самодельного инструмента – пирамидальной стамески, углубившись ею на 3-4 мм в древесину (фото 7). Теперь с помощью глубокожелобчатой стамески толщиной 18 мм стал формировать нижний профиль изделия, осторожно двигаясь к краю, вблизи которого

Фото 7. Наметка внешнего диаметра донца. пирамидальной стамеской.

Фото 7. Наметка внешнего диаметра донца. пирамидальной стамеской.

Фото 8. Точение задней части заготовки.

Фото 8. Точение задней части заготовки.

начиналось “точение воздуха”. Скорость вращения заготовки составляла около 2000 об/мин, но вибрации изделия или станка не наблюдалось. Сам край я точил в основном с направлением стамески  от центра, хотя иногда и наоборот к центру (фото 8).  Последнее, по-видимому, не очень правильно, так как рез шел навстречу волокнам, но вышеупомянутый Tom Stratton проделывал то же самое. Вырванных волокон, тем не менее, особо не наблюдалось ни у него, ни у меня. Точил край изделия до выхода на середину торцов, которая была предварительно обозначена карандашом. Закончив точение, центральную часть изделия отшлифовал на станке шкурками зернистости  Р180 и 240, а на краях — вручную, чтобы не травмировать пальцы ударами изделия (фото 9).

   Перевернул заготовку, зажал ее за углубление в донце враспор и начал обработку

Фото 9. Ручная шлифовка нижней части заготовки

Фото 9. Ручная шлифовка нижней части заготовки

Фото 10. Разметка верхней части заготовки зажатой в патроне враспор.

Фото 10. Разметка верхней части заготовки зажатой в патроне враспор.

верхней части изделия. Сначала помощью пирамидальной стамески наметил ширину обода чаши (фото 10), а затем глубокожелобчатой стамеской выточил само углубление чаши (фото 11). Провел чистовую обработку поверхности чаши скребком с отрицательным углом (фото 12). Той же глубокожелобчатой стамеской начал закругление верхней части заготовки (фото 13). Наружную часть обода чаши слегка подправил узким (10 мм)

Фото 11. Вытачивание чашеобразного углубления на верхней части заготовки

Фото 11. Вытачивание чашеобразного углубления на верхней части заготовки

Фото 12. Чистовая обработка чаши скребком с отрицательным углом

Фото 12. Чистовая обработка чаши скребком с отрицательным углом

Фото 13. Точение верхней части заготовки.

Фото 13. Точение верхней части заготовки.

Фото 14. Формирование выступающего обода чаши с помощью прямоугольного скребка

Фото 14. Формирование выступающего обода чаши с помощью прямоугольного скребка

прямоугольным скребком (фото 14). Обрабатывал верхнюю часть до тех пор, пока её плоскость полностью не сошлась с нижней.  На фото 15 показано выточенное изделие, которое затем несколько раз покрыл водным лаком с промежуточными сушками и шлифовками. На фото 16  представлены две прямоугольных чаши из ивы с отделанной

Фото 15 Проточенное и отшлифованное изделие.

Фото 15 Проточенное и отшлифованное изделие.

Фото 16. Чаши с отделанной поверхностью.

Фото 16. Чаши с отделанной поверхностью.

поверхностью. На мой взгляд, они не облада

ют особой эстетической привлекательностью, в первую очередь из-за скудости текстуры ивы: ни контрастных цветов, ни сучков, ни коры. Но они могут послужить, например, хорошими подставками для шаров с ярким рисунком древесины (фото 17). Здоровая древесины ивы обычно весьма непритязательна, но если хорошо поискать по лесам и

Фото 17. Чаши из ивы с шарами из березового сувеля и тополя.

Фото 17. Чаши из ивы с шарами из березового сувеля и тополя.

Фото 18. Чаша из подгнившей ивы белой.

Фото 18. Чаша из подгнившей ивы белой.

болотам, то можно найти и её подгнившую древесину с весьма притягательной текстурой (фото 18). В этом и состоит суть охоты за  древесиной, как  важнейшей составляющей токарного искусства.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

One Response to ЧАШИ ИЗ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ЗАГОТОВОК

  1. Илья says:

    очень понравилось ,я смотрел это на вашей страничке и раньше,вопрос точите сырое дерево ,а как с растрескиванием?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>